Как учить ребенка читать

как научить ребенка читатьКак правильно учить ребенка читать. Когда ребенок достигает дошкольного возраста и в ближайшей перспективе появляется школа, родители вспоминают о чтении и письме. Хорошо, если это происходит в возрасте 4,5-5 лет. Но нет ничего страшного и в том, если вы начали заниматься грамотой в 6 и 6,5 лет. Оптимально, если ваш ребенок освоит азы чтения и письма к началу 1-го класса – это облегчит процесс адаптации и позволит ему взять правильный старт в процессе школьного обучения.

Чаще всего родители начинают процесс обучения в домашних условиях, но постепенно приходят к профессионально организованному курсу по подготовке к школе (это могут быть репититоры или специальные центры в которых специалисты зынимаются с детьми).

Вопрос «Как правильно приступить к обучению чтению и письму?» задает практически каждый родитель, у которых детки идут в школу. Причиной его возникновения являются повышенные требования к приему детей в первый класс.

Мы знакомим детей не с буквой, а со звуком. Прежде чем показать ребенку новую букву, например «М», следует научить его находить на слух звук [М] в слогах, словах. На протяжении всего периода обучения следует называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково – то есть так, как звучит звук. Возьмем, к примеру, звук [М]. Мы произносим его отрывисто, так, как он звучит в словах «том», «дом», «сом». И букву М необходимо называть так же! Ни в коем случае не ЭМ или МЭ. Говоря так, мы произносим два звука — [Э] и [М]. Это только путает детей.

Вторая грубая ошибка заключается в обучении побуквенному чтению, т.е. ребенок сначала называет буквы слога: М А – и только после этого читает сам слог: «МА». Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом. Правильное чтение — это чтение слогами (конечно, на начальном этапе). И пусть в начале обучения ребенок сколь угодно долго читает (тянет) первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая: «МММА» (одновременно ребенок переводит указку с буквы на букву). Главное, чтобы он не останавливался после первой буквы, чтобы он слитно прочел буквы слога.

В быстром запоминании песенок (слогов) на занятиях нам помогают кубики Зайцева. При работе с ними дети в виде игры быстро запоминают слоги зрительно и на слух.

Если в устной речи ребенок заменяет некоторые звуки, например [Ш] на [С] («сапка») или [Р] на [Л] («лыба»), не рекомендуется учить с ним соответствующие буквы, пока не будет полностью исправлено звукопроизношение. В противном случае у ребенка может сформироваться неправильная связь между звуком и обозначающей его буквой.

В первую очередь детей учат читать закрытые слоги типа «АП», «УТ», «ИК» и т.п. Затем переходят к открытым слогам типа «МА», «НО», «ВУ». После того, как будет достаточно автоматизирован навык чтения слогов, переходят к чтению слов типа «МАК», «ЛУНА», «ПАЛКА» и т.д. по нарастанию сложности слов.

Прежде чем учить ребенка письму, необходимо сформировать правильный захват ручки. Многие дети делают это неправильно. Руки ребёнка должны лежать на столе так, чтобы локоть правой руки (у правшей) немного выступал за край стола, и рука свободно двигалась по строке, а левая лежала на столе и придерживала лист. Кисть правой руки должна быть обращена к поверхности стола. Точками опоры для неё служат ногтевые фаланги несколько согнутых мизинца и безымянного пальца, а также нижняя часть ладони.

Авторучка кладется на верхнюю, ногтевую часть среднего пальца, а ногтевые фаланги большого и указательного пальцев придерживают её на расстоянии 1,5-2 см. от конца стержня. Ручка должна быть легкой, нетолстой, с ребристой поверхностью. Научите ребенка ориентироваться на листе бумаги: показывать верхний правый, левый нижний угол, середину листа и т.д. Затем учат видеть строчки, находить начало, конец строчки.

Обучение чтению и письму – процесс, требующий от родителей повышенного внимания, терпения и времени. С первого раза ребенок может не запомнить и не понять. Не забывайте его подбадривать, тем самым стимулируя на дальнейшие достижения. Главное в этот момент не отбить у ребенка желание получать новые знания и учиться.

Автор статьи: Светлана Геннадьевна Лушникова, учитель-логопед, педагог развивающих программ

Источник: stupenki.com

Несите в мир свет и добро - поделитесь с друзьями